Зарегистрирован: 17 апр 2015, 19:41 Сообщения: 199
Выпуск: 1974
ФИО: Самочеляев Игорь Фёдорович
Тел: 49563151875
Город: Магдебург
|
Вложение:
Онфим_(200) А.jpg [ 94.99 КБ | Просмотров: 6355 ]
К 100-летию войск связи
Связь в Древней Руси
В мае 1223 года монголо-татарское войско под командованием Субэдэя и Джэбэ вторглось в пределы Киевской Руси. 31 мая произошло решающее сражение на реке Калке. Объединённое войско русских князей и половецких ханов потерпело поражение. Несмотря на тройной количественный перевес, оно было разбито преимуществом монгольского военного искусства, руководства, организации и дисциплины монгольских войск. Это стало началом татаро-монгольского нашествия на Русь.
У татаро-монгол своей письменности не было. Сообщения они передавали друг-другу устно, с помощью пайзц – золотых табличек с определёнными символами или грамот – басм, используя уйгурскую, китайскую и арабскую письменность. Во время боя письменных приказов монголы не отдавали. Все, начиная от главнокомандующего и до десятника командовали лично. Представляете, насколько это было неудобно! Свою письменность монголы обрели только в последней четверти жизни Чингисхана (1162- 1227). В то же время русские князья, в большинстве своём, были образованные люди, да и среди простых людей был высок уровень грамотности.
Ещё до прихода Кирилла и Мефодия в русские земли, у восточных славян уже существовала собственная письменность, на которой были написаны священные книги. Причём письменностей было две. Первая – христианская протокириллица. Эта письменность на которой было написано Корсуньское Евангелие и Евангелие присланное византийским императором Василием Македоняниным князю Аскольду в 866 году. Вторая – языческая. Эта письменность была открыта с находкой Влесовой Летописи. Историк Пискунов даёт более раннюю оценку состояния письменности у восточных славян – в начале нового времени. Но и ещё раньше, он говорит: «Можно полагать, что уже в родоплеменной период славяне использовали пиктографическое письмо». Его мнение разделяет историк В. А. Чудинов, который считает, что «Сразу же хочу предупредить читателя, что особо древних произведений на таких носителях как бумага, дерево или даже пергамент быть в принципе не может. Самые древние надписи, в том числе и русские, высечены на камне, я их прочитал более двух сотен».
Профессор Шестаков в книге «Очерки по истории Херсонеса VI-X веков» упоминает о «Летописи об обучении русских детей грамоте», относящейся ко времени князя Владимира 988 года. Именно Владимир учредил на Руси первые школы по обучению грамоте. Историк Миролюбов пишет: « Князь Владимир (947-1015) привёл из Херсонеса сам и позже получил вместе с митрополитами и епископами образованных людей и учителей» Т. е. речь идёт не только о христианском просвещении, которое было основным, но и об образованных людях и учителях грамоте и основам ремёсел и наук.
«Образованные люди» по мнению Ляшевского были мастерами по церковному зодчеству. Упоминание об этом имеется в «Житии князя Владимира»: «… и нача ставити по всем градам церкви…» в том числе и Десятинную церковь в Киеве.
Главная педагогическая технология, мировое открытие-изобретение! Сочетание духовно-нравственного, научного и профессионально-технологического образования! Ничего подобного в Европе не было, и до сих пор нет! Мягко, но настойчиво князь продвигает образование в народ. Ломоносов отмечает: "Некоторое неудовольствие в народе, особливо ж у женского полу, произошло, когда Владимир повелел учредить школы для научения малых детей грамоте, но матерние слёзы и негодование благоразумными увещеваниями, учительские излишние строгости добрыми установлениями прекратил рачительный первосвященник".
Заложенные князем Владимиром основы системного религиозно-светского образования были многократно преумножены его сыном Ярославом Мудрым (978 -1054). Ярослав приказал переводить церковные книги с греческого на русский язык. Огромные средства тратились на переписку книг. Продолжая дело своего отца, князь организовывал на Руси школы для обучения грамоте. Так, например, в Новгороде он основал училище на 300 учеников. Сам он был хорошо образованным человеком, любил книги и чтение и собрал первую на Руси библиотеку, которую передал храму Святой Софии в Киеве. Храм Св. Софии был построен князем в честь победы над печенегами и украшен позолоченными воротами. Знаменитым деянием Ярослава стало введение на Руси первого свода законов, называвшегося «Русская Правда». В ней говорилось, что родители обязаны готовить своих детей к трудовой и семейной жизни.
Князь покровительствовал торговле, строил новые города, и оборонительные линии, защищавшие южные границы Руси от кочевников. С именем Ярослава связывается эпоха «высшего процветания Киевской Руси». (Энциклопедический словарь. Изд. Ф. А. Брокгауз, и. А. Ефрон 1904 г.) Об уровне образования того времени можно судить по следующему яркому примеру, связанному с дочерью Ярослава Мудрого – Анной. Король Франции Генрих I после неудачного сватовства к ней в 1044 году через 4 года все-таки получил согласие киевского князя на брак. В 1051 году Анна Ярославна прибыла в Париж, где и состоялась свадьба, а в 1052 году у них родился сын Филипп, коронованный в 7-летнем возрасте в Реймсе. Анна родила ещё двух сыновей Гугона и Роберта.
В отличие от неграмотных придворных (и самого короля Генриха I) русская королева Франции была очень образованной (родной язык, латынь, затем французский). Она ставила свою подпись на государственных документах рядом с крестиками короля и придворных. Анна писала отцу: "В какую варварскую страну ты меня послал: здесь жилища мрачны, церкви безобразны и нравы ужасны!” Ведь в то время в Киеве уже были мостовые, а в Париже помои выливали из окон на улицу. В Киеве было около 400 церквей и 8 рынков. Киев соперничал по красоте с самим Константинополем!
Поэтому Древняя Русь – Страна Гардарика (Страна Городов) была для тогдашних «цивилизаторов» лакомым куском и её нужно было от них защищать.
В те времена управление войсками на поле боя осуществлялось голосом, личным примером начальника, сигналами звуковых и ударных инструментов. Применялись сигналы стягами (флагами) различной специальной формы и цвета. В истории Киевской Руси известны случаи, когда во время сражения или осады крепости важные военные известия передавались с помощью стрел.
О тактике монгол летописи говорят так: «Видя же неприятеля, бесчисленные толпы сих варваров, как волны, стремились одна за другой, чтобы со всех сторон окружить его, и пускали тучу стрел, но удаляясь от ручной схватки, жалея своих людей и стараясь убивать врагов издали. Ханы и главные начальники не вступали в бой: стоя назади, разными маяками давали повеления и не стыдились иногда общего бегства; но смертию наказывали того, кто бежал один и ранее других. Стрелы монголов были весьма остры и велики, сабли длинные, копья с крюками, щиты ивовые или сплетённые из прутьев».
В войнах против немецких псов-рыцарей (1240-1242 годы) под руководством Александра Невского расширилось применение подвижных средств связи непосредственно во время боя. Специально назначенные конные и пешие воины стали использоваться для связи военачальников с подчинёнными, что облегчило управление и маневр войском.
У татаро-монгол мы переняли ямскую службу вместе с названием. Ямские станции – ямы обеспечивали передачу сообщений, почты, различных грузов и перевозку людей. Просуществовали до начала XX века.
В период татаро-монгольского нашествия большие пространства потребовали создания специально организованных линий военной летучей почты. Донесения великому князю Дмитрию Донскому и воеводам доставлялись через ряд заранее установленных промежуточных постов, что обеспечивало бОльшую скорость доставки.
Игорь Самочеляев.
30.11-2018 г.
|
|